?

Log in

Храмы Азии - отличие от привычного нам мировосприятия - Туризм [entries|archive|friends|userinfo]
Туризм

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Храмы Азии - отличие от привычного нам мировосприятия [Jun. 25th, 2014|01:58 pm]
Туризм

tourizm

[kvutka]
[Tags|, ]

храм в горной деревушке Лаоса

Какими необычными и привлекательными кажутся нам буддистские храмы на картинках – изогнутые крыши, фантастические животные, яркие краски. На самом деле после десятка просмотренных храмов (а то и раньше) они все начинают казаться на одно лицо, совсем как православные церкви атеистам, я уверенна. Драконы уже не так будоражат воображение, а будды кажутся одинаковыми в каждом храме. И прежде всего, потому что мы созерцатели и не понимаем происходящего, не знаем значения символов.

Так, нас очень удивила наружная роспись некоторых храмов, в которой есть сцены с насилием и кровью.

роспись буддистского храма

                                                      Нижние два ряда росписи демонстрируют сцены насилия

В принципе, храмы Таиланда, Лаоса и Камбоджи очень похожи. По крайней мере, на наш европейский взгляд людей, далеких от буддизма. Единственное заметное отличие – в Таиланде обожествляют петухов и любят драконов, поэтому все храмы встречают вас растопыренными когтями дракона, а в окрестностях разгуливают живые петухи, а в Лаосе и Камбодже благоговеют перед змеями и именно они встречают на входах в святые места.

священные петухи в Таиланде и змеи в Лаосе

Украшают храмы внутри настенной росписью, изображающей различные сцены. Будда сидит, как правило, в позе полулотоса, редко стоит и уж совсем редко лежит. Бесконечные статуи будд в галереях вокруг храмов в большинстве своем идентичны между собой и потому нас утомляют.

Что интересно, даже к полуразрушенным фигурам будды отношение не как к артефактам прошлого, а как к святому образу – его так же обвязывают оранжевой материей, как и в храмах. Мы с удивлением наблюдали это в Ангкоре.

Вообще то у меня сложилось впечатление, что люди в этих странах достаточно набожны. Иногда это выливается в своеобразную форму. Так мы наблюдали в Паттайе, как к памятнику адмирала несут цветы и свечи, а также молятся перед ним.

памятник адмиралу в Паттайе

Аналогичная картина была в столице Лаоса Вьентьяне, где перед памятником какому то правителю также несли оформленные для храма цветы и склоняли головы. У нас также есть исторические личности, которых канонизировала церковь. Но это не значит, что мы поклоняемся их памятникам.

К слову сказать, цветы играют большую роль в буддистских храмах. Их не просто приносят в букете, а придают определенную форму. В Таиланде маленькие бутончики нанизывали на нитку как ожерелье, в Лаосе из листьев банана скручивали конусы, ставили их и верх дополняли цветами, очень похожими на наши чернобривцы. Это целый бизнес – такими экибанами торгуют перед храмами, как у нас свечами и образами.

Свой бизнес для туристов организовали некоторые шустрые камбоджийцы в храмах Ангкора – они вручают любопытным туристам, ходящим везде с открытым ртом, ароматические свечи, зажигают их, проводят мини-ликбез, показывая, как нужно кланяться и просить у будды, а потом просят денюжку за исполнение желания. Вы должны поделиться ничем иным как долларами, причем указывают они на десятки, которые лежат накрытые куском ткани под статуей. Для набожного буддиста это может сработать, хотя понятно, что деньги пойдут в карман расторопному «бизнесмену», а мы разочаровано понимаем, что это развод и уходим.

Такое поведение разительно отличалось от Лаоса. Там мы прочитали о старом ритуале хождения монахов рано утром за милостыней. Особый акцент был сделан для туристов – не делать ничего, если вы не знаете, что делать!

Нужно сказать, что практика оплаты желаний в буддизме – правило. Как мы поняли, ничего не исполнится, если желание не оплатить. Очень удобно для храма! Да и вообще в буддистских храмах не принято долго бить челобитную – пришел, помолился, попросил, бросил деньги, и ушел.  Все мероприятие может занимать от силы 5 минут, поэтому можно сказать, что буддистские храмы – успешный коммерческий проект. В одном храме так вообще нужно бросить монетки в каждый(!) горшочек, вереница которых стоит вдоль всей стены храма.

монетки бросают в горшок в храме лежащего будды

В храме принято сидеть на ковре. При этом для монахов отведено место поближе к статуе будды. Иногда оно несколько выше остального пола. Заходить туда обычным людям нельзя.

в буддистском храме принято сидеть

               Табличка на красном возвышении говорит о том, что там можно находиться только монахам

Если православные церкви можно представить без монахов (церкви отдельно, монастыри отдельно), то в буддизме без монахов представить храм невозможно. Да и сама роль монаха иная, и цели пребывания в монастыре отличаются от православия самым кардинальным образом.

Начнем с того, что в буддистские монахи можно, что называется, записаться на время. Ими могут быть дети, подростки или взрослые люди. В Лаосе, например, раньше была практика временного ухода молодых парней в монастырь перед вступлением во взрослую жизнь. Жизнь монахов для людей, воспитанных в стране с православными традициями, довольна вольготна. Они вовсю пользуются цифровыми девайсами, с удовольствием фотографируют друг друга, носят с собой смартфоны и демонстрируют потрясающую любовь к жизни.

В этом и есть основное отличие от православия – в то время как идея христианства – смирение плоти, отказ от мирских утех ради светлого небесного будущего, буддизм проповедует минимизацию неудобств и состояние комфорта души уже в этой жизни. Отказ ради будущего и жизнь в настоящем по максимуму – вот в чем отличие наших менталитетов.

Все монахи – мужчины. Женщин мы видели только один раз в белых одеждах (монахи мужчины носят оранжевые).

Очень распространены разные школы и семинары от Мастеров. Так называют людей, которые посвятили себя буддизму всерьез и чего-то достигли.

Один раз мы попали в храм на вечернюю молитву. Люди сидели на стульчиках, в том числе на террасе (кто не поместился внутри) и читали молитву вместе со служителем. Читают они нараспев, как будто песню поют. Такое вот коллективное моление, немного вводящее в состояние транса и отрешенности своим хоровым исполнением.

Советы, цены и больше фото здесь

.

LinkReply